Отвечаем на актуальные вопросы недели

Отвечаем на актуальные вопросы недели


1) Когда отказ в приеме на работу законен?

  Дата публикации 16.12.2020
Документ
Определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 22.10.2020 № 88-8006/2020
Комментарий
Работодатели не могут отказывать в приеме на работу по причинам, не связанным с деловыми качествами соискателя. Такой приказ будет признан незаконным. Понятие деловых качеств в трудовом законодательстве не раскрывается, поэтому каждый работодатель самостоятельно определяет, что оно включает.
Так, Девятый кассационный суд определением от 22.10.2020 № 88-8006/2020 признал законным отказ в приеме на работу соискателю, который в прошлом имел судимость. При этом суд отклонил доводы соискателя о том, что погашенная судимость не должна учитываться. Еще одной причиной в отказе на работу стала причина увольнения с последнего места работы. Несмотря на то что в трудовой книжке соискателя было указано, что уволился он по собственному желанию, потенциальный работодатель узнал, что его уволили за пьянство.

2) Как будут проходить плановые проверки в 2021 году?

Плановые проверки проводят органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля на основании ежегодных планов. План необходимо согласовать с органами прокуратуры. Сводный план проверок размещается на сайте Генпрокуратуры (п. 6 ст. 2, ч. 3, 6, 6.1, 7 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ). В связи с эпидемией коронавируса в 2020 году практически все плановые проверки отменены (см. здесь).

Что касается плана проверок на 2021 год, в него не попадут организации и предприниматели, которые отнесены к малым предприятиям и включены в реестр малого и среднего предпринимательства. Исключение составляют (п. 7, 8 постановления Правительства РФ от 30.11.2020 № 1969):

  • плановые проверки лиц, деятельность и (или) используемые производственные объекты которых:
    • отнесены к категориям высокого и чрезвычайно высокого риска
    • либо отнесены к I, II классам (категориям) опасности,
    • к I, II и III классу опасности опасных производственных объектов,
    • к I, II и III классу гидротехнических сооружений,
    • а также в отношении которых установлен режим постоянного государственного контроля (надзора).
  • плановые проверки лиц, осуществляющих деятельность по перечню, установленному постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 № 944 (в том числе деятельность в сфере здравоохранения, образования, социальной сфере, электроэнергетики)
  • плановые проверки субъектов малого предпринимательства, если в отношении таковых:
    • вступило в законную силу постановление о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения или административного наказания в виде дисквалификации, или административного приостановления деятельности
    • либо принято решение о приостановлении действия лицензии и (или) аннулировании лицензии.

При этом с даты окончания проверки, по результатам которой вынесено такое постановление либо принято такое решение, должно пройти менее трех лет.

  • плановые проверки при осуществлении лицензионного контроля
  • плановые проверки малого предприятия, проводимые в рамках:
    • федерального государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности
    • федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны
    • внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом "Об аудиторской деятельности"
    • федерального государственного надзора в области использования атомной энергии.

Прокуратура должна исключить запрещенные проверки малого бизнеса из сводного плана на 2021 год. Утвержденные ежегодные планы должны быть приведены в соответствие с требованиями не позднее 15 декабря 2020 года (п. 9 постановления № 1969).

Для проверок, оставшихся в плане на 2021 год, установлены некоторые особенности в связи с тем, что с 01.07.2021 вступит в силу новый порядок их проведения (см. здесь).

Если плановая проверка (по видам государственного (муниципального) контроля, регулируемым законом № 248-ФЗ) начинается после 30.06.2021, ее срок не может превышать 10 рабочих дней с учетом сроков, установленных ч. 7 ст. 72, ч. 7 ст. 73 Закона № 248-ФЗ. В частности, при проведении документарной проверки в 10-дневный срок не включается время, которое потребовалось для предоставления истребованных документов или пояснений (п. 4 постановления № 1969).

Выездная проверка, запланированная после 01.07.2021, может быть заменена инспекционным визитом. Решение принимается не позднее чем за 20 рабочих дней до ее начала. Об этом организацию (предпринимателя) должны уведомить в течение 10 рабочих дней после принятия такого решения (п. 2, 3 постановления № 1969). Напомним, инспекционный визит – новый способ контроля, который предполагает визит контролера по месту нахождения (осуществления деятельности) организации (ИП), в ходе которого осуществляется осмотр, опрос, получение объяснений, инструментальное обследование и истребование документов. В отличие от выездной проверки срок инспекционного визита составляет не более одного рабочего дня (ст. 70 Закона № 248-ФЗ).

Проверки в 2021 году можно проводить с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи (п. 1 постановления № 1969).

3) Закон об удаленной работе: что изменится в 2021 году?

Федеральный закон, вносящий поправки в главу 49.1 ТК РФ, дополняет существующие правила о дистанционной занятости, а также определяет особенности взаимодействия удаленных работников с работодателями. Под дистанционными работниками закон понимает работников, заключивших трудовой договор или дополнительное соглашение к нему, предусматривающие выполнение работ в удаленном режиме.

Закон устанавливает две формы дистанционной работы – временную и постоянную (в течение всего срока действия трудового договора). Конкретная продолжительность временной удаленной работы прописывается в договоре или дополнительном соглашении к трудовому договору. При этом временная дистанционная занятость может предусматривать чередование периодов выполнения сотрудником трудовой функции дистанционно и на стационарном рабочем месте (ч. 2 ст. 312.1 ТК РФ).

Договор о дистанционной работе может заключаться путем обмена между работником и работодателем электронными документами. Но если работник пожелает получить на руки надлежащим образом оформленный экземпляр трудового договора на бумажном носителе, он должен направить работодателю соответствующее заявление в письменном виде. В этом случае работодатель не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявления обязан направить дистанционному работнику экземпляр договора на бумажном носителе (ч. 2 ст. 312.2 ТК РФ).

Конкретный порядок взаимодействия работодателя и работника, в том числе в связи с передачей результатов работы и отчетов о выполненной работе, должен быть установлен в самом трудовом договоре либо в локальном акте работодателя.

В целях предоставления дистанционным сотрудникам дополнительных гарантий, закон отдельно оговаривает, что выполнение работником трудовой функции дистанционно не может являться основанием для снижения ему заработной платы (ст. 312.5 ТК РФ).

Что касается режима рабочего времени и отдыха, то при отсутствии в трудовом договоре специальных правил, режим труда и отдыха сможет устанавливаться дистанционным работником по своему усмотрению. При этом время взаимодействия дистанционного работника с работодателем включается в рабочее время (ч. 6 ст. 312.4 ТК РФ). Соответственно, если общение работодателя с работником станет выходить за пределы нормальной продолжительности рабочего дня, дополнительное время необходимо будет оплачивать как сверхурочную работу.