Дайджест новостей августа

Дайджест новостей августа


1. В каком порядке создавать резервы для оплаты претензий и исков?

Вопрос аудитору

Казенное учреждение (постановлением администрации района наделено функциями заказчика) в 2013 г. заключило контракт о технологическом присоединении к электрическим сетям объекта "Полигон твердых бытовых и промышленных отходов". Цена контракта - 5,6 млн. руб., оплачен аванс - 1,6 млн. руб. В 2019 году работы были завершены. Акт о выполнении работ, подписанный с обеих сторон, отсутствует, в учреждении есть только подписанный контракт, который регистрацию нигде не проходил, на учет в СУФД не ставился.

Для окончательной оплаты учреждению как получателю бюджетных средств лимиты бюджетных обязательств / бюджетные ассигнования (далее - ЛБО / БА) не выделялись. Долгосрочная целевая программа "Обращение с отходами производства и потребления (2012 - 2016 годы)" заморожена. В 2020 году сетевая организация (заявитель) подала иск к учреждению о взыскании задолженности на сумму 4,0 млн. руб. На сегодняшний день ведется претензионно-исковая работа. Кроме иска о взыскании задолженности сетевая организация подала иск о расторжении контракта. Последний иск заявитель выиграл в этом году (госпошлину за подачу заявления в суд учреждение уплатило в марте 2021 г.).

Согласно п. 9 СГС "Резервы" одним из критериев признания резервов является наличие у учреждения обязанности в результате произошедших фактов хозяйственной жизни. Нужно ли казенному учреждению создавать резерв для оплаты возникающих претензий и исков (при отсутствии ЛБО / БА)? Если да, какими бухгалтерскими проводками, документами (операциями) оформить резерв и операции по санкционированию?

Можно ли не создавать резерв, закрепить в учетной политике, что в связи отсутствием ЛБО / БА резерв не создается из-за невыполнения одного из критериев, предусмотренного п. 9 СГС "Резервы" (момент предъявления требования об исполнении обязательства и его размер не зависят от действий учреждения)?

Обязательства участника бюджетного процесса - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (РФ, субъекта РФ, муниципального образования) или действующего от его имени учреждения предоставить в соответствующем финансовом году физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из бюджета.

В соответствии с п. 3 ст. 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств (кроме случаев, установленных п. 3 ст. 72 БК РФ) путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

Заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных по кодам классификации расходов бюджета, с учетом принятых и неисполненных обязательств (п. 5 ст. 161 БК РФ).

Формирование показателей принятых бюджетных (денежных) обязательств текущего года без учета принятых и неисполненных обязательств прошлых лет является нарушением порядка учета обязательств. Нарушение порядка отражения в бюджетном учете обязательств влечет искажение показателей бюджетной отчетности и может рассматриваться в качестве административного правонарушения по ст. 15.15.6 КоАП РФ.

Казенное учреждение оплачивает заключенные контракты в пределах лимитов бюджетных обязательств. Для оплаты кредиторской задолженности прошлых лет учреждению следует обратиться к главному распорядителю бюджетных средств, в ведении которого оно находится, с просьбой о выделении дополнительных лимитов бюджетных обязательств. Если лимиты учреждению доведены не будут, задолженность может быть взыскана в судебном порядке (п. 4 ст. 123.22 ГК РФ).

Из вопроса следует, что подрядчик обратился в суд с целью взыскания задолженности учреждения. При наличии претензионных требований и исков по результатам фактов хозяйственной жизни обязательно формируется резерв на счете 401 60 (письмо Минфина России от 22.04.2016 № 02-06-10/23392). Даже в отсутствие подписанного акта выполненных работ учреждению целесообразно отразить создание резерва, поскольку работы фактически были выполнены.

С 2020 года учреждения руководствуются СГС "Резервы", утв. приказом Минфина России от 30.05.2018 № 124н. Методические рекомендации по применению стандарта направлены письмом Минфина России от 05.08.2019 № 02-07-07/58716 (далее - Методические рекомендации).

Резерв по претензиям, искам признается на основании предъявленных претензий, исков (п. 11 СГС "Резервы"):

- по оспоримым претензионным требованиям, по которым учреждением предполагается досудебное урегулирование, - на дату получения претензионного требования;
- по оспоримым исковым требованиям, по которым учреждением не предполагается досудебное урегулирование, - на дату уведомления учреждения о принятии иска к судебному производству.

 В учете резерв по претензиям, искам признается в полной сумме претензионных требований и исков. Учреждение вправе установить в учетной политике особенности признания суммы резерва, например, с учетом экспертного мнения юридической службы (п. 4.1 Методических рекомендаций). Например, при оценке предъявленной претензии можно учитывать степень вероятности положительного исхода судебного разбирательства и формировать резерв только по тем исковым требованиям, по которым такая вероятность мала.

Если у учреждения уже была учтена кредиторская задолженность перед контрагентом, и эта задолженность (или ее часть) входит в сумму предъявленного искового требования, то сумму задолженности следует считать неоспоримой. Резерв по претензиям, искам на сумму уже признанной кредиторской задолженности создавать не нужно, это приведет к повторному отнесению суммы на финансовый результат. Такой порядок целесообразно закрепить в учетной политике учреждения.

В тот момент, когда учреждение получило информацию о начале претензионной работы, следовало сформировать резерв на сумму ожидаемых расходов. Факт подачи подрядчиком иска в суд и есть свершившийся факт хозяйственной жизни. Поскольку это требование не было исполнено учреждением, возникшую ситуацию нужно квалифицировать как ошибку прошлых лет.

Отсутствие акта выполненных работ, подписанного обеими сторонами, само по себе не свидетельствует о том, что работы не были выполнены. В наличии могут быть иные документы, подтверждающие выполнение работ. Кроме того, исполнитель мог направить заказчику требование и акт, подписанный одной стороной.

Ошибка прошлых лет исправляется дополнительной бухгалтерской записью либо бухгалтерской записью способом "красное сторно" и дополнительной бухгалтерской записью по счетам учета в период (на дату) обнаружения ошибки. Это установлено п. 28 СГС "Учетная политика, оценочные значения и ошибки", утв. приказом Минфина России от 30.12.2017 № 274н, п. 17 методических рекомендаций, направленных письмом Минфина России от 31.08.2018 № 02-06-07/62480.

Инструкция, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция № 157н), предусматривает несколько специальных счетов для исправления ошибок прошлых лет. Необходимо выбирать тот счет, который затрагивался в год совершения ошибки. Если операция влияла на расчеты, необходимо править расчеты, если на финансовый результат, то править его. Также при выборе счета учета следует учитывать, была ли такая ошибка выявлена самостоятельно или в ходе проведения контрольных мероприятий органом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях.

В связи с тем, что выявленная ошибка относится к расходам прошлого отчетного периода и влияет на финансовый результат, она исправляется с применением счета 401 28 "Расходы финансового года, предшествующего отчетному" (п. 298.1 Инструкции № 157н).

Бухгалтерские записи для исправления ошибок прошлых лет инструкцией, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее - Инструкция № 162н), не предусмотрены. Поэтому их следует согласовать в порядке п. 2 Инструкции № 162н.

Расходы на исполнение судебных актов по искам к учреждению, в частности, об оплате кредиторской задолженности по договорам на оказание услуг отражаются по соответствующим КВР и кодам КОСГУ (п. 48.8.3.1 порядка, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н, п. 7 порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н).

При формировании резервов предстоящих расходов соответствующие им отложенные обязательства учитываются на аналитическом счете 502 09 (п. 319 Инструкции № 157н). Порядок исправления в бухгалтерском (бюджетном) учете ошибок по счетам санкционирования не определен.

Операции по исправлению ошибок прошлых лет обособляются на отдельных счетах бухгалтерского учета, в отдельном регистре, но в отчетности текущего отчетного периода не отражаются, а корректируются входящие остатки на начало такого отчетного периода (п. 1.7 методических рекомендаций, направленных письмом Минфина России от 31.07.2018 № 02-06-07/55005).

Если отразить в учете запись по счетам санкционирования без корреспонденции со специальными счетами, то она попадет в оборот текущего года. Между показателями на счете 401 60 и счетах 500 90 будет разрыв. Поскольку остаток по счетам санкционирования должен отражаться на начало года, полагаем, что в рассматриваемой ситуации корреспонденцию по отложенным обязательствам можно отразить в межотчетном периоде.

Операции межотчетного периода отражаются в бухгалтерском учете на основании первичных учетных документов в журнале операций (ф. 0504071), формируемом учреждением за межотчетный период условной датой, за которую можно принять как последний день отчетного периода (31.12.2020), так и первый день текущего финансового года (01.01.2021).

Таким образом, рассматриваемая ситуация в бюджетном учете учреждения отразится следующим образом:

Дебет КРБ 1 401 28 22Х Кредит КРБ 1 401 60 22Х - дополнительной бухгалтерской записью сформирован резерв предстоящих расходов по обязательствам, возникающим в рамках рассмотрения иска;

Дебет КРБ 1 501 93 ХХХ (1 503 93 ХХХ) Кредит КРБ 1 502 99 22Х - принято отложенное обязательство в сумме сформированных резервов предстоящих расходов за счет ЛБО (бюджетных ассигнований) в межотчетном периоде (п. 141.2 Инструкции № 162н).

2) Как получить согласие на обработку персональных данных через систему Роскомнадзора?

Персональные данные, которые будут распространяться среди неограниченного круга лиц (например, публиковаться на сайте работодателя), относятся к специальной категории персональных данных – разрешенных для распространения.

Для их обработки оператор персональных данных с 1 марта 2021 года обязан получать у субъекта согласие на это. Оно может быть получено одновременно с согласием на обработку персональных данных, не предполагающим их распространение, или отдельно от него.

Более подробно о новом виде согласия мы писали в статье. О том, что должно быть указано в новом согласии на обработку персональных данных, читайте здесь.

Согласно п. 6 ст. 10.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных" согласие на обработку персональных данных, разрешенных субъектом этих данных для распространения, может быть предоставлено оператору двумя способами:

  • непосредственно (на бумаге с личной подписью);
  • с использованием информационной системы Роскомнадзора.

Роскомнадзор утвердил правила получения таких согласий через его систему, которые будут действовать с 1 марта 2022 года.

Так, операторы персональных данных смогут получать согласие субъекта персональных данных на своем сайте. Однако в отличие от случая получения обычного согласия на обработку персданных (без распространения), для получения согласия на обработку и распространение данных сайт оператора следует подключить к Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА). Чтобы подписать такое согласие на обработку персональных данных, субъекту-физлицу понадобится электронная подпись.

После подписания согласия в систему Роскомнадзора поступят обезличенные сведения:

  • о факте предоставления согласия;
  • о цели обработки персональных данных;
  • об информационных ресурсах оператора, посредством которых будет осуществляться предоставление доступа неограниченному кругу лиц к персональным данным;
  • о категориях и перечне персональных данных, для обработки которых установлены условия и запреты;
  • о перечне установленных запретов и условий в отношении персональных данных.

Само согласие на обработку персональных данных оператору, Роскомнадзору или третьим лицам передаваться не будет.

3) Разъяснения по вакцинации от коронавируса носят рекомендательный характер

В период массового распространения коронавируса Минтруд России совместно с Роспотребнадзором выпустили разъяснения по организации вакцинации в трудовых коллективах и порядку учета процента вакцинированных.

В частности, в разъяснениях шла речь о принятии в отдельных регионах России постановлений Главного государственного санитарного врача о проведении обязательной вакцинации отдельных групп населения. В связи с этим работодатели, относящиеся к сферам, поименованным в постановлении главсанврача соответствующего региона, обязаны в период неблагоприятной эпидситуации обеспечить проведение вакцинации (в т. ч. от COVID-19) в установленные сроки. Для улучшения ситуации по заболеваемости коронавирусом необходимо обеспечить уровень коллективного иммунитета не менее 80 процентов от списочного состава коллектива.

В обоснование позиции ведомства тогда сослались на положения ст. 1011 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ, в соответствии с которыми граждане, а также работодатели обязаны выполнять требования санитарного законодательства, постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

В письме от 10.08.2021 № 14-2/ООГ-7691 Минтруд России отметил, что разъяснения, данные ранее, носят рекомендательный характер, не являются нормативным правовым актом и не формируют новых обязательств. Иначе говоря, организации и ИП не обязаны предпринимать какие-либо действия для достижения 80-процентного уровня вакцинации своих работников.

Отметим, что разъяснения, аналогичные тем, которые признаны рекомендованными, также были выпущены оперштабом Москвы и Роспотребнадзором (см. комментарий). По смыслу комментируемого письма они также являются рекомендательными.